Новости Родителям Праздники Игротека Здоровье Библиотека Воспитание Развитие Форум
Популярные рубрики
Поиск
 

Борис Степанович Житков

Николай Исаич Пушкин

Стоят на пристани пассажиры, ждут парохода.

- Вон, вон, кажется, "Пушкин" идет.

Отвечают портовые люди:

- Правильно, это Стратонов.

Пассажиры:

- "Пушкин" ведь?

- Ну да: Николай Исаич.

Пассажиры переглядываются - вот неучи какие моряки: не знают, чтоПушкин - Александр Сергеич. Николай Исаич Пушкин! Вот дураки-то.

А Николай Исаич стоит на мостике "Пушкина", глядит в бинокль и рявкаетиз бороды:

- Права... еще права. Так, так держать!

И знает Николай Исаич, что весь "Пушкин", от верхушки мачты до днища, -все это он - Николай Исаич. И что когда посадит он "Пушкина" на мель, никтоне скажет: "Пушкин" напоролся, а прямо будут говорить:

- Николай Исаич на мель сел. Стратонову скулу помял... пять футов водыв трюме.

Сам все эти пять футов воды ртом бы выпил, и пусть бы обе скулы, всю быморду ему разворотили, с радостью дал бы Николай Исаич, лишь бы не былотакого греха.

И так вот всякий капитан.

Потому и говорят: "Ерохин снялся; Федор с моря идет".

А в "Федоре" этом - десять тысяч тонн, и на носу накрашено: "Меркурий".

Я сам это понял только тогда, когда первый раз посадил парусник. Делобыло просто. Шел я в свежую погоду у Тендры, ночью. Помощник мой вахтустоял. Вот по времени должна уж быть Тендра. А это, надо сказать, песчанаякоса, ее и днем-то за двести саженей можно не увидеть. Я вышел и слышу: нета зыбь, метет прибой, россыпи слышно.

Я говорю помощнику:

- Сейчас в Тендру вопремся, уваливайтесь под ветер.

А он говорит:

- Приведите к ветру, лот брошу.

То есть чтоб я поставил судно против ветра, а он смерит, сколькоглубины!

А привести к ветру - это выходит с ходу еще сажень двадцать пролететь кберегу.

- Приведите! - кричит помощник.

- На вашу голову?

- Ладно. - И побежал он с лотом на бак.

Я привел, и еще ходу не потеряли, как ткнуло в грунт и дрогнуло всесудно. Подняло зыбью и ударило дном. У меня душа оборвалась.

Потом на берегу спрашивали:

- Ты под Тендрой сидел?

- Да, понимаешь, помощник...

Все усмехаются, отворачиваются. Никто настоящего слова не сказал. Отецтолько мне сказал это слово, да его не напечатают. И верно. А помощнику что?Сидел-то ведь не он, а я.

И с тех пор я уже накрепко понял: не судно ходит, а капитан. Не судногибнет, а...

Вот тут-то я вам и расскажу недавний случай с моим другом-приятелем.Дело было так.

Ледокол промышлял во льдах в Белом море. Промышлял, то есть у него наборту было душ полтораста промышленников, и ледокол лазил меж льдов посвободной воде, шел туда, где залег зверь. Капитан был молодой, лет тридцатипяти мужчина. Промышленники его любили за то, что с ним пойдешь - всегдаудача. Зверя было "балго", и набили на льдине тюленей - беда сколько. Били иотстать не могли, в раж вошли люди от крови и от удачи. Такая жара пошла,что капитан сам не выдержал, сбежал на лед и садил багром тюленьи головы.

- Эх, здорово капитан завел, - красные, в поту и в крови, хвалиликапитана промышленники.

А с запада потянул ветерок. Капитан уж на месте и торопит ребят:

- Ну, кончай! Кончай!

Да как бросишь? В десять лет раз, старики говорят, такая удача! Небросать же, коли само счастье в руки лезет. Отвернись от него, так и оноотворотится. А вест свежает. Свежает вест, давит на лед, и вот двинуласьльдина, и дрейфует (дрейфовать - идти без машины, силой ветра) ледокол укромки со льдом вместе. Помалу дрейфует к востоку.

Темнеть стало. Ай, и капитан, ну и капитан - прямо счастью в карманвперся! Еще полчасика!

- Все на борт, снимаюсь!

Двинул капитан вдоль кромки: узкой полосой шла, как река в ледяныхберегах, свободная вода.

- Умаялись, ребята, вари чего там на ужин.

А капитан дал полный ход: надо уйти из этой щели, а еще не известно,как там лед впереди. Часом бы раньше...

- А ну, смотайся в машину, скажи там, чтоб шевелили, сколько духу.

И стал капитан серьезным. Ходил по мостику и слышал, как внизу гомонятребята, какого-то Митьку дразнят: вгорячах себе в валенок багром засадил. ДоМитьки тут! Ходу, ходу еще! Вон лед прямо по носу. Нет, это не поворот вканале, а затор. А может, слабый лед? И капитан заметил, как помощник косымвзглядом глянул на него. Капитан подошел к телеграфу и два раза повернулручку на весь размах и поставил на "полный" - значит, дай самый полный.Слышно было на мостике, как прозвонил крутым раскатом телеграф в машине.Пароход летел прямо в затор, сейчас, сейчас вонзится. Пароход ударил ледпологим форштевнем (выступающее ребро на носу), выскочил, задрался нос, исразу смолкли голоса под мостиком. Ледокол влез носом на лед и стал, тужилсямашиной. И капитан и помощник, сами того не замечая, напирали на планширмостика, тужились вместе с ледоколом. Нет! Стоп!

- Назад!

Машина стала, и снова заурчало в брюхе парохода. Ледокол слез, скатилсяфорштевнем; соскочил со льда и присел на минуту нос. Лед не поддался. Двараза еще ударил в лед капитан и запыхался, помогая пароходу. Он знал, чтоназад выхода нет и развернуться в узком канале нельзя. А внизу опять гудят,орут, как на ярмарке.

- Митька-то, в валенок!.. Ах, чтоб тебе!

И кто-то кричит:

- Значит, дрейфуем, вались спать, ребята!..

Капитан сам знал, что придется дрейфовать к осту вместе со льдом в этомузком канале, в ледяной коробке. И знал капитан, знал по счислению, что там,справа к осту, - "кошки Литке". Пошел в штурманскую, глянул на карту, глянулво всю силу. Да, вот ровно на ост - "кошки Литке". И сейчас отлив, малаявода.

А вест свежал и свежал. Стало темно, промышленники уж глухо гудели подпалубой, и только две папироски остро горели у правого борта. Двое курили исплевывали за борт.

Если б можно было ходить пешком по дну, хотя бы в водолазной одеже, точего бы человек не увидел! Как леса, стоят на камнях водоросли, и в них, какптицы, реют рыбы. Вот, как пустыня, лежит песчаная отмель, и камни, как ежи,сидят, поросли ракушей. А дальше горы. Горы стоят, как пики, уходят ввысь,и, если взобраться на них, уж рукой подать до неба - до водяной крыши, чтодышит приливом и отливом каждые шесть часов.

И такие горы стоят на дне Белого моря. Их нащупал Литке, нанес накарту, и с тех пор называются "кошки Литке". И в полную приливную воду можетнад ними пройти пароход, но в отлив напорется и раскроит себе брюхо.

Эти самые "кошки" и были по правому борту ледокола, и был отлив, тоесть была "кроткая вода"; когда кончится отлив, должен начаться прилив.

Капитан знал это. Знал, что в узком канале он будет дрейфовать до самых"кошек"; что если он брюхом упрется в "кошки", то через минуту лед слеваподойдет к борту вплотную, напрет, напрет неодолимо, как если бы берег, самматерик надвинулся на него, напрет в борт и положит ледокол мачтами на воду,и тогда - аминь. Звать по радио на помощь? Кто же пробьется к нему, когдаон, ледокол, не может выбиться? Только раззвонить по свету... чтоб людисмеялись и враги радовались. И он знал, что вот скоро-скоро царапнет дном.

Приказал держать полный пар и ушел в каюту. Посидел на койке, всесмотрел свои большие руки.

"Положит набок пароход... положит..."

Где "кошки"? И спиной чувствовал, что там, сзади него, под водой, подольдом, стоят эти "кошки" и ждут. Сколько до них? Нельзя знать, тут дело не всаженях. Поглядел в альманах (астрономический справочник). И без карандаша вуме считалось само до секунды - сейчас идет прилив, - только начался. Икапитан натуживался, помогал подниматься воде, каждый дюйм воды будто самсвоей натугой подымал. На пароходе было тихо, и только слышно было поднизом, как гудит динамо, качает свет. Свежий вест драил по мостику. А ухобыло все внизу, там, у дна, где должны царапнуть камни. Капитан пересталглядеть на часы и считать дюймы, а слушал.

Вот! Чиркнуло. На пароходе спокойно, никто не слышал. Капитан вытянулящик и вынул кольт.

Камни теперь пойдут выше и выше... Но бежит вода на помощь, оттуда, изокеана, через горло Белого моря. Поспеет ли?

Ух, заскребло как, заскрежетал кто-то зубами. И пошатнуло ледокол. Ивон голоса на палубе. Помощник прошагал мимо двери, но не стукнул в дверь...Опять! Покренился чуть... Пронесло... Кричит кто-то на палубе:

- На лед, да и пойдем, еще как пойдем-то, куда с добром. Телеграммудаст... Всех снимут. Да к маяку зашагаем, что по земле. Погоди скакать, трапспустим.

Гудят, топают. Теперь даже весело кричат. Все на палубе... Механикоколо дверей говорит:

- Так вы спросите, тушить, что ли, котлы? А то я на лед, и марш.

И голос помощника:

- Спрашивайте сами... А я спрашивать не стану. Вона сколько уж народуна льду-то.

И оба отошли через минуту.

Опять! Опять! И в ответ загудело на палубе, но капитан слышал только,как силится, скребется он дном по каменьям. Капитан взял в руку кольт. Нет,поддувает, поддувает вода... а в упор к борту стоит лед.

Нету! Нету! Уже пять минут, может быть, нету... Капитан взглянул начасы. Если еще пять минут не будет...

И не было. Капитан глянул на себя в зеркало. Он был красен весь, лицоми шеей, в один ровный багровый цвет. Не узнавал красного человека и от глазне мог оторваться: сам на себя смотрел.

Потом, не брякнув, сунул кольт в ящик и аккуратно притворил. Вышел намостик. Всходила красная луна.

- Определиться? - спросил помощник.

- Всех я вас уж определил, кто чего стоит, - сказал капитан и сам взялсекстант (астрономический прибор) из штурманской.

А утром стал бриться и увидал, что виски седые.